Технический прогресс и анимация нашли друг друга давно. Японская анимационная индустрия довела процесс создания аниме до полного автоматизма. Казалось бы, такой подход полностью убьёт культурную составляющую аниме и приведёт к созданию одних полуфабрикатов. Но не тут-то было, побочным эффектом оказалась доступность новых технологий, в первую очередь компьютерных, энтузиастам-аниматорам. Первым на этот путь встал Макото Синкай, чьи работы уже достаточно хорошо известны во всём мире. Он доказал, что аниме можно делать в одиночку. Ёсиура Ясухиро - один из тех, кто тоже решил последовать этим путём. В 2006 году вышла его вторая работа «Бледный Кокон».
С первых минут зрителя обволакивает мрачная постапокалиптическая атмосфера, но без агонии, а скорее проникнутая чувством безразличия к окружающему миру. Люди закрыли себя в железную коробку концлагеря, где сами являются узниками и сторожами. В ней проводят свою жизнь без надежды на будущее и без памяти о прошлом. Лишь её обрывки, запечатлевшие картины прекрасного мира, разрывают мрачные индустриальные пейзажи. Прошлое, которое никогда не вернётся. Тогда зачем его изучать, если оно приносит только боль от потери? Ответ на этот вопрос даётся не спеша в течение всего фильма. Каждый кадр насыщен информацией, каждый жест несёт смысл. Чувствуется, что продумывалась каждая сцена.
Чтобы аниме не превратилось в песнь о загробном мире, музыка выбрана таким образом, чтобы подчеркнуть еле теплящуюся надежду на небезнадёжность человечества.
Ёсиура Ясухиро уделяет много внимания к мелочам и тонкому символизму, например, снег, идущий на лестничной площадке, как символ умирания человечества и зимняя одежда героев как объективная необходимость и желание выжить. Ближе к концу фильма режиссер сделал очень необычный ход, проза уступила место поэзии и музыке. Аниме на время превратилось в постапокалиптичесий мюзикл, который очень органично вписался в сюжет. Хотелось бы обратить внимание на двоякий перевод названия, которое можно перевести и как Бледный кокон (яйцо), и как Голубое Яйцо (кокон), что в контексте произведения придаёт особый смысл названию.
Графическая часть выполнена на достаточно высоком уровне. Вся окружающая обстановка представляет собой компьютерную 3D-графику, в которую помещены 2D-персонажи. Немного бедновата анимация самих героев, автор пытался упростить себе работу, как мог, вводя большое количество статических кадров. Но зато сопряжение двухмерной и трёхмерной графики там, где оно требовалось, выполнено прекрасно. Мастерская работа с освещением и цветом компенсирует недостаток детализации предметов и особенно героев. Непривычная зеленовато-коричневатая цветовая гамма очень хорошо подчёркивает трагедию мира, лишённого растительности.
В отличие от работ Макото Синкая, изобилующими в основном банальными любовными историями и представляющими интерес скорее с технической и художественной точек зрения, эту работу можно смело назвать философским арт-видео. В аниме подобная тема ещё нигде не поднималась: история об истории и людях, её изучающих. В то же время у Ёсиуры Ясухиро получилось очень сбалансированное аниме, где не доминирует ни один элемент. Может, на техническом уровне «Бледный Кокон» не дотягивает до работ Синкая, зато в идейном плане превосходит на порядок.
В качестве заключения могу сказать, что Ёсиура Ясухиро создал аниме без заявок на гениальность, но с душой и усердием. Сейчас мало действительно авторского аниме, в котором кто-то открывает часть своей души и разума для других. В больших проектах конечный продукт создаётся коллективным разумом, какой бы харизмой ни обладал режиссер, и коммерческая подоплёка дела ставит в жесткие рамки создателей аниме. Ёсиура Ясухиро достаточно молодой режиссер, и эту работу можно рассматривать как попытку набить руку. В ней ощущается холодный расчёт и дотошная проработка сцен, что придаёт некоторую искусственность происходящему в кадре. Я надеюсь, его будущие работы будут более технически совершенными, оригинальными и естественными.